Асана.
-
Асана с санскрита сидячая поза, со слов Патанджали это положение тела, которое удобно и устойчиво.
У Патанджали правда речь идет совсем о другом:
«sthira-sukham asanam - Поза должна быть прочной и приятной.»
Фраза вырвана из контекста, так как дальше идет:
«prayatna-shaithilyananta-samapattibhyam - Поза делается прочной и приятной ограничением естественной склонности [к подвижности] и сосредоточением на мысли о безграничном.»
Вот дословный перевод слова асана:
- поза
- поза соответствующая обряду
- сидячая поза
- прочный, неизменяемый, постоянный
- стул, место для водителя
- жилище, место жительство
- затыкание, пробка
- расположение лагерем
- холка слона (место, где сидит погонщик)
- сбой, остановка
Об асане говорил Дон Хуан Магнус у Кастанеды. Речь шла, о том, что Кастанеда должен найти «свое место». Кастанеда, конечно сразу ничего не понял, но где-то он нашел место, на котором уснул и проспал до утра. На что Дон Хуан и сказал, что это и есть «твое место». Так же каждый человек ищет свое место в жизни. Асана это не просто место, это Ваше место, то место, в котором Вам будет максимально удобно и комфортно. Асана не просто поза или позиция, асана удобная поза, та поза, в которой Вам настолько комфортно, что не хочется из этой позы выходить, чтобы делать другую асану.
Патанджали акцентирует внимание на уме, а не на теле. Тело инструмент, с помощью которого йог трансформирует свой ум. Асана должна трансформировать ум, а не доставлять дискомфорт.
Один уважаемый современный йог, как-то сказал известную фразу: практика должна сама вести ученика. И с этим я соглашусь, а вот комментарий к этой фразе меня поразил:«Но это опасная стезя, так как практика может завести не туда. И если не жертвовать практику богу, то у йога будет расти эгоизм, из-за красивого и здорового тела».
Практика асан, о которых я говорю, не может завести не туда. Йог должен дать асане возможность повлиять на него. Если асану сделать слишком быстро, или находиться в ней неоправданно долго, то эффект либо не наступит, либо не будет усвоен. Современные инструкторы помешаны на теле, все стараются максимально растянуть, и удержать в асане то время, которое комфортно лишь инструктору. Но у каждого человека свой счет времени, так как у каждого человека свой сердечный ритм. Именно сердечный ритм является таймером наших действий, а не стрелка часов.
Любая асана должна настраивать на медитативное состояние. Если во время выполнения асаны, вы забываете, что выполняете асану, значит Вы делаете верно. Менять асану, нужно в тот момент, когда Вы поняли, что на секундочку «отлетели в медитацию», а потом вспомнили что делаете асану, и Ваше сознание вернулось. При современном ритме групповых занятий, такой момент либо не наступает, либо наступает один, два раза за 2-3 часовой комплекс.
Йоги, которые завязываются в узел, под общий гул общественности, по-сути являются гимнастами, т.е. спортсменами. В узел может завязываться пожилой йог, так как из-за огромного количества повторений, его связки сильно растянуты, и простая асана уже не оказывает влияния на ум, не трансформирует его. Для понимания разницы подходит сравнение со струнным инструментом. Когда на инструменте долго играли, струны расстраиваются, и не могут издавать первоначальные звуки, потому струны затягивают сильнее. Но на новом инструменте звуки прекрасны, не нужно беспорядочно бить по струнам, чтобы быстрее их растянуть.
Но почему-то в современной йоге все происходит именно так. Новичков, которым подходят первоначальные асаны, стараются максимально быстро подготовить для асан более сложного уровня, чтобы потом двигаться дальше, и научить новичков завязываться в узел. В таком случае — это не асаны, это физические упражнения. Сила йоги не в создании «звуков», а в создании «мелодии тела», которая трансформирует сознание. Патанджали спустился на землю, впечатленный танцем Шивы, чтобы передать йогу людям. В некоторых переводах легенды о Патанджали переводят, так, что Шива не занимался йогой, а танцевал.